РБК.Санкт-Петербург,
19 декабря 2023 г.
Клиенты-новички и риски перестрахования: страховой рынок — 2023
326 просмотров
Страховой рынок России за вычетом обязательного страхования вырос на 13% за 9 месяцев текущего года по отношению к аналогичному периоду прошлого года. В Москве рост также на 13%, в Петербурге — падение на 3%. В чем причина такой разнонаправленной динамики, что происходит с добровольным медицинским страхованием на фоне роста цен в частных клиниках и какие сегменты страхового рынка выиграли в сложившейся ситуации — в интервью РБК+ Петербург рассказал генеральный директор «Капитал-полис» Алексей Кузнецов.
Системная проблема и прошлогодние сложности
— Каким стал 2023 год для рынка страхования?
— Безусловно, влияет геополитическая ситуация. Главный фактор неопределенности сегодня — это вопросы перестрахования. Потому что западные перестраховочные емкости нам недоступны, дружественные страны не торопятся перестраховывать наши риски, и осталась одна Российская национальная перестраховочная компания (РНПК), которая, по сути, аккумулирует на себе все риски России. Естественно, у РНПК возникает так называемый эффект кумуляции: если одновременно произойдет несколько общих страховых случаев на объекте, который застрахован в разных страховых компаниях, но перестрахован в одной — у перестраховщика будут огромные убытки. Поэтому РНПК действует очень осторожно, не все риски берет на перестрахование, и у страховых компаний, особенно небольших, возникли сложности. Это ключевая системная проблема, которая наиболее ярко проявилась именно в этом году.
Есть тенденции, которые перешли еще из прошлого года — например, рост цен на медицинские услуги, который продолжается и в этом году, уход с рынка добровольного медицинского страхования (ДМС) западных компаний и релокация ИТ-компаний, которые составляли существенный сегмент клиентов.
— Как это в целом сказалось на динамике ДМС?
— Мы проанализировали данные Центрального банка и увидели, что в Петербурге рынок ДМС упал на 20%, если сравнивать первые 9 месяцев 2023 года с аналогичным периодом прошлого года. По России в целом динамика 0%, а в Москве рост на 7%.
В Петербурге рынок ДМС упал на 20%, если сравнивать первые 9 месяцев 2023 года с аналогичным периодом прошлого года. По России в целом динамика 0%, а в Москве рост на 7%.
— Такое падение по Петербургу связано с отъездом ИТ-шников?
— Вероятно, во многом, да.
— А что в других сегментах страхования?
— Рынок КАСКО по-прежнему испытывает проблемы, связанные с удорожанием запчастей и их отсутствием для некоторых категории машин. Также мы наблюдаем удорожание машин и, как следствие, повышение цены страховки. По итогам 9 месяцев рынок КАСКО в денежном выражении вырос на 8% в Петербурге, на 20% по России и на 22% по Москве.
В определенном смысле бенефициаром этого года можно назвать страхование грузов. За 9 месяцев 2023 года в Петербурге рост составил в денежном выражении 30%, по России 38%, по Москве 40%. Основная причина — это рост цен на страховки за счет роста курса доллара в течение всего года, потому что все цены на страхование привязаны к валюте. Кроме того, частичный уход некоторых западных страховых компаний, ослабление их влияния на рынок грузов, в том числе, позволило ряду отечественных компаний, в том числе и нашей компании, в этом сегменте вырасти.
— Какова общая динамика по рынку добровольных страховых услуг?
— В России он вырос на 13%, в Москве вырос на 13%, в Петербурге упал на 3%. То есть, видна разнонаправленная динамика по Москве и Петербургу. Возможно, это связано с тем, что рынок Петербурга чуть более нервно реагирует на все изменения.
Главный конкурент — ОМС
— Вы сказали о росте стоимости медицинских услуг. Как в связи с этим меняются цены на ДМС, возможно, наполнение полисов?
— Цены на ДМС растут сопоставимыми темпами. Нашей компании в этом году исполнилось 30 лет, и наш опыт прохождения всех возможных кризисов российской экономики привел нас к пониманию того, что ухудшение программ по ДМС, их упрощение, выхолащивание, примитивизм ни к чему хорошему не могут привести, кроме как к разочарованию со стороны потребителя.
Раньше я шутил, что наш главный конкурент — это обязательное медицинское страхование. Сейчас это уже не шутка, потому что ОМС при всех своих проблемах развивается, в его развитие вкладываются деньги, оно оснащается новым оборудованием. И если ДМС будет упрощаться, у потребителя возникнет вопрос — а какой смысл тогда вообще в добровольном медицинском страховании?
Поэтому мы для себя приняли решение, что мы не будем идти по пути упрощения. В лучшем случае это оптимизация, но не более того.
— Что вы понимаете под оптимизацией?
— Если клиент говорит, что для него программа слишком дорогая, мы предлагаем посмотреть, что можно подкорректировать, чтобы вписаться в бюджет. Но при этом предупреждаем, что застрахованные сотрудники могут быть недовольны, потому что они привыкли к определенному уровню сервиса, к определенному набору услуг. А ДМС — это крупнобюджетная социальная статья расходов для предприятий. И если они, тратя относительно большие деньги, получают на выходе негатив от своего внутреннего потребителя, то какой тогда вообще в этом смысл.
— Сейчас в условиях кадрового голода все больше компаний задумываются как раз о социальных пакетах для привлечения и удержания сотрудников. Видите ли вы приток новых клиентов из наиболее кадрово-дефицитных отраслей, как, например, тяжелая промышленность?
— В этом году мы обнаружили необычный тренд — среди новых клиентов нашей компании было довольно много компаний, которые страховались вообще впервые с момента основания. Раньше, в основном, это были клиенты, которые переходили из одной компании в другую. Сейчас появились компании, которые существовали много десятков лет и никогда не практиковали ДМС, а в этом году приняли такое решение. Анализ ситуации показал, что, скорее всего, это действительно связано с дефицитом кадров и внедрением социальных бонусов, которые помогают заинтересовать сотрудников.
Акцент на сервис
— Каковы итоги деятельности вашей компании в текущем году?
— На фоне общего снижения по рынку страхования Петербурга наша компания по итогам 11 месяцев добилась пусть небольшого, но прироста — +6% в денежном выражении. Мы оказались в неплохой ситуации, в том числе за счет появления новых клиентов. Это дало нам возможность подняться в общероссийском рэнкинге по ДМС с 15 места (по итогам 6 месяцев) на 11 место (по итогам 9 месяцев). По страхованию грузов мы находимся на 20-м месте по России, по страхованию КАСКО — на 30 месте. Кроме того, в этом году нам повысили рейтинг финансовой надежности до уровня «ruA-».
— Какие еще события в жизни компании вы могли бы отметить?
— В этом году мы завершили формирование нашей концепции Smart ДМС. Она основана на трех базовых элементах: мобильное приложение, HR-кабинет для кадровой службы, которая взаимодействует со страховой компанией, и Smart экосистема «Здоровье».
Мы активно внедряем цифровые технологии в рамках концепции Smart. Помимо ДМС, это Smart КАСКО и Smart Логистик. Для КАСКО мы создали телеграм-бот, который помогает нашим застрахованным, попавшим в ДТП. Его первый релиз даже получил премию РБК Петербург Customer Experience Award. В основе развития цифрового сервиса для логистики лежит калькулятор, который позволяет рассчитывать тарифы по страхованию грузов сразу же на месте.
— Компании исполнилось 30 лет. И, как вы сказали, вам есть с чем сравнить текущую ситуацию на рынке. В чем ее отличие от предыдущих кризисов?
— Разве что в отдельных деталях. Например, в плане страхования, условно говоря, неспецифических рисков. Таких как, например, попадание в здание беспилотного летательного аппарата (БПЛА). С одной стороны, это военные риски, которые не покрываются страховкой нигде и никогда. С другой — мы не находимся в состоянии войны. И когда страховщики отказываются от урегулирования ущерба, суды занимают позицию страхователя — такие прецеденты уже были. И сейчас на рынке уже появляются такие продукты, как, например, специальное страхование от риска БПЛА.
Сейчас на рынке появляются такие продукты, как специальное страхование от риска БПЛА.
А в целом кризисные ситуации похожи друг на друга. И в любой ситуации нам важно удержать наших клиентов, тех, кто разделяет наши ценности. Мы концентрируемся не на уменьшении количества услуг для удешевления продукта, а на удержании сервиса на ожидаемом клиентами уровне.
— Какие цели ставите перед компанией на ближайший год?
— Мы понимаем, что предпосылок для существенного роста клиентской базы сейчас нет. Поэтому увеличение продаж для нас не цель номер один. Главное, как я уже сказал, удержание наших клиентов. Если в условиях турбулентности мы сохраним костяк, то в будущем мы сможем нарастить клиентскую базу. Поэтому мы концентрируемся на сервисе. А это, в свою очередь, предполагает определенный уровень цен. Наша стратегия — это цена средняя и выше средней по рынку. Тех, кто готов платить выше среднего, немного, но им мы готовы предложить тот сервис, на который они рассчитывают.
Мария ЛЕТЮХИНА
Вся пресса за 19 декабря 2023 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Учет и отчетность, Регионы, Динамика рынка, Тенденции, Игроки, Хайтек и инновации
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
23 января 2025 г.
|
|
Portnews, 23 января 2025 г.
Индия допустила еще одну российскую компанию на рынок страхования нефтетанкеров
|
|
РИА Новости, 23 января 2025 г.
Страховые компании Китая будут инвестировать 30% премий в китайские компании - власти
|
|
РИА Новости, 23 января 2025 г.
Суд продлил приостановление корпоративных прав кипрского владельца «АльфаСтрахования»
|
|
РИА Новости, 23 января 2025 г.
Жители новых регионов РФ с начала января купили более 100 тыс. полисов ОСАГО - РСА
|
|
Лента.Ру, 23 января 2025 г.
Варламов посетил Калифорнию и назвал проблему штата
|
|
BFM.Ru, 23 января 2025 г.
Индия расширила список компаний из России, которые могут предоставлять морское страхование танкерам
|
|
СенатИнформ, 23 января 2025 г.
Пассажиры такси при ДТП могут получить до 2 млн рублей по новой страховке
|
|
Лента.Ру, 23 января 2025 г.
Необходимость страхования смартфона оценили
|
|
Report.Az, Баку, 23 января 2025 г.
БОС возместило 967 тыс. манатов по ДТП с участием незастрахованных транспортных средств
|
|
Комсомольская правда-Беларусь, 23 января 2025 г.
Единая система автостраховки ОСАГО между Беларусью и РФ заработает с 1 апреля
|
|
5 колесо, 23 января 2025 г.
В России хотят уменьшить штрафы для такси за отсутствие страховки ОСГОП
|
|
Российская газета-Сибирь, 23 января 2025 г.
В Кузбассе будут судить расхитителей средств фонда ОМС
|
|
Российская газета онлайн, 23 января 2025 г.
Россияне стали чаще покупать медстраховку, а не получать ее от работодателя
|
|
Беларусь сегодня, 23 января 2025 г.
Кто в США оказывается в капкане страховой медицины
|
|
Коммерсантъ онлайн, 23 января 2025 г.
Индия расширила список допущенных к страхованию танкеров российских компаний
|
|
Коммерсантъ, 23 января 2025 г.
Госдума расширит возможности для оформления аварий без ГИБДД
|
|
ПРАЙМ, 23 января 2025 г.
Индия продлила разрешение на работу для российских страховых компаний
|
 Остальные материалы за 23 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|